О римских дорогах
Прочитал, что римские дороги использовались по прямому назначению аж до начала XX века. А современные дороги. Да их же не то, чтоб через две тысячи лет, а и через сотню, думаю, использовать будет нельзя...тем более без ремонта!
Во как строили римские дороги:
Сначала рыли траншею глубиной примерно метр -метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно в траншеи забивли дубовые сваи (на севере Испании этого не требовалось). Края траншеи укрепляли каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладывали несколько слоев из камня- крупного, помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполнял всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку клали, собственно, дорожное покрытие - камни средней величины, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. Или, если дорога на две колесницы - то канава была и по середине.
На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на современные дороги. Камни обтесывали вручную.
По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населенных пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком.
Любопытная деталь: вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник (Полы́нь го́рькая, artemisia absinthium) - каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.
Римские дорожники старались не повторять рельеф местности. Если перед ними была впадина, они строили через нее мост. Если гора -прорубались сквозь гору. Римская дорога должна быть прямой и надежной, как римский характер!