Отголоски языческих праздников - басковские "карнавалы".
*
Если говорить о самых древних традициях на этих землях, то наверное наиболее яркое их воплощение - это традиционные зимние "карнавалы" в маленьких и больших деревушках, поселках и городах. Такое можно увидеть только там, где когда-то жили древние басконы. Праздники о взаимоотношении добра и зла, где добро всегда побеждает и, где зло наказывается всегда. А поскольку корни таких празднований уходят в те времена, когда каждая горная долина имела свои традиции, свой диалект и т.д., то и традиционные мифические герои зимних "карнавалов" бывают разные. Попробую рассказать хотя бы о тех, о которых узнала сама.
Сегодня заглянем в небольшую горную деревню Лантз (Lantz, на севере Наварры).
Именно в этой деревне наиболее полно сохранены древние традиции и праздник проводиться в полном соответствии с ними.
На протяжении нескольких дней на улицах деревни и вокруг нее мифические представители добра и зла борются между собой, пока в конце концов добро побеждает зло. Даже имена всех героев праздника за прошедшие века не изменились.
Самый злой персонаж - это двухметровый Miel Otxin. Символизирует зло, которое в итоге должно быть наказано.
Его носят по улицам на протяжении всего праздника. Процессию сопровождают добрые и неуклюжие Ziripot (люди-мешки). Это мужчины, "одетые" в набитые сеном или соломой мешки.
Так же, не обходиться без веселых, но немного любящих пошалить Zaldiko - наполовину лошадь, наполовину человек ( почти кентавр). Вобщем, они шутят, задевают публику и любят толкнуть увальней Ziripot, которые потом самостоятельно поднятся не могут. Их потом поднимают Txatxo. На старых гравюрах есть рисунки деревянной структуры, символизирующей лошадиный торс (она одевается на талию).
И раз присутствуют "копытные", то и кузнецы - Arotzak быть обязаны.
И конечно же ярко одетые простые жители Txatxo с метлами из соломы в руках, некоторые в накидках из звериных шкур(одежды обязательно должны быть старыми, но очень яркими).
Вся процессия обычно сопровождается громким улюлюканием, музыкой и обязательно барабанным боем.
В последнюю ночь праздника злой Miel Otxin публично сжигается. В очередной раз зло наказано!
И после созжения всегда исполняется специальный танец "зурсико"(zorcico).
В 1970 году был снят коротенький документальный фильм о "карневале в деревеньке Лантз (Lantz)
P.S.: Кстати, такой праздник характерен и для некоторых деревенек южной Франции.